Печёрский Вознесенский монастырь
- Печёрский Вознесенский монастырь -
В 30-х гг. XIV в. пришедший из Киево-Печерского монастыря в Нижний Новгород Дионисий, будующий крупный церковно-политический деятель Древней Руси, в 5 верстах от города ископал в полу-горе правого берега Волги пещеры, устроил в них монастырь. В XIV в. монастырь получил признание, был пожалован богатыми вкладами, землями и ценностями. Монастырь превратился в культурный центр края, в его стенах жили и трудились философ Павел Высокий, Лаврентий, создатель "Лаврентьевской летописи", Макарий Желтоводский, Евфимий Суздальский, Григорий Пельшемский и др. В XIV-XVI вв. монастырь часто разорялся монголо-татарами и иногаями. Лишь после присоединения Казанского и Астраханского ханств к России на вклад Ивана IV здесь были построены каменный собор и колокольня, ряд деревянных зданий. Но 18 июня 1597 г. во время сильнейшего оползня были разрушены все строения. При обследовании оказалось, что возводить на этом месте каменные здания нельзя. По указу царя Федора Иоанновича монастырь перенесли на версту ближе к Нижнему Новгороду, где возвели деревянные храмы и кельи. После смуты начала XVII в. власти добились разрешения правительства возвести каменный собор. В развитый архитектурный ансамбль монастырь превращается при архимандрите Германе-строителе. Зодчим был Антипа Константинов. Каменные здания возводились и в XVIII , и в XIX вв., но основное ядро художественно ценных памятников создано в XVII в. В 1621 г. рубленный собор Печерского монастыря с Покровским приделом и трапезной был шатровым. В 1629 г. архимандрит Рафаил просил патриаршего благословления "воздвигнути каменную церковь во имя Вззнесения" с двумя приделами. В 1630 г. просьба была повторена, но разрешения приступать к работам не было дано из-за многочисленности уже начатых государственных строительств. В 1631 г. Рафаил просил прислать Антипу Константинова, завершившего строительство Михайло-Архангельского собора в Нижегородском кремле. Но ему было вновь отказано. В обход запретов в 1631 г. строительство в Печерах все же было начато каменьщиками Ипатьевского Костромского монастыря во главе с Федором Опариным. Но в 1632 г. их забрали на работы в Москву. Власти Печерского монастыря стали создавать свою строительную артель, которую воглавил Ефрем Босой и старец Изосима. Так началось строительство Вознесенского собора монастыря. Строительство и отделка продолжились до 1640 г. При строительстве каменного собора возвели прямоугольную от основания трехярусную кирпичную колокольню со сводчатой кладовой внизу и рубленой площадкой звона под тесовым шатром. В XVII в. на ней располагались 11 колоколов, но в 1701 г. по указу Петра I три колокола сняли и отправили в Москву для перелива на пушки. Евфимиевская церковь монастыря единственный схранившийся шатровый надвратный храм в древнерусском зодчестве. Дереевянная цеерковь здесь была срублена по храмозданной грамоте 1629 г. Однако 4 мая 1640 г. она сгорела. Временно на пожарище перенесли рубленую Никольскую церковь, стоявшуюна берегу Волги под старым монастырем. С 1642 г. в Балахне закупался кирпич. На исходе 1644 г. архимандритом печерского монастыря был назначен дьякон Успенского собора Московского Кремля Герман, привезший сюда зодчего Антипу Константинова. Церковь в честь Евфимия Суздальского возведена в 1645 г. Она является ярким примером строительства "по образцу". Прообразом служил ранее возведенный Антипой Константиновым Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля (1629-1631). Но надвратная церковь имела некоторые особенности. Она была без притворов и колокольни, с прямоугольной алтарной частью. Горизонтальные габаритные размеры здания в верхней части были заметно меньшими, чем у основания, что зрительно подчеркивало высоту строения (26,7 м). Основание четверика равнялось 9.64 м, а верх его - 9.2 м. После завершения строительства надвратной церкви началось возведение каменной трапезной палаты с Успенской церковью на высоком подклетье. Кирпич закупался в Балахне, по Волге на судах доставлялся до монастыря. Особым указом от 24 июня 1647 г. таможенные пошлины за это брать запрещалось. Для завершения строительства трапезной в 1648 г. архимандрит Герман упросил патриарха Иосифа не брать монастырских каменщиков в Москву на строительство Новоспасской обители. В 1857 г. в подклетье учредили церковь "для погребения и поминовения усопщих братии обители, почему и назвали Усыпальницею". Четырехпрестольной церковь Успения оставалась до XX в. Архимандричный корпус возводился по замыслу зодчего А.Константинова для архимандрита Германа трехэтажным. Первые два этажа - кирпичными, верхний - рубленым, ибо жить в каменных зданиях считалосб "не здорово" из-за промерзания зимой толстых стен и выделения известью вредных испарений. Братский корпус возводился двухэтажным вдоль кромки волжского обрыва от покоев архимандрита до больничного храма на 68 саженей длины и 3 сажени 1 аршин ширины. Монастыри в Древней Руси выполняли функцию призрения старых и немощных, имели в своем составе больничные кельи с церковью. В Печерском монастыре в начале XVII в. они были деревянными. После возведения каменной трапезной и освобождения собора от утесняющих его пределов два из них были перенесены в больничную церковь. 12 марта 1652 г. архимандрит Герман писал, что "больница де у них деревянная, ветха гораздо, и на ту больницу у них каменные запасы изготовлены". В том же году с восточной стороны к братскому корпусу пристроили церковь, освятили в честь Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. В XVII в. церковь была пятиглавой с папертью и колокольней, но во время пожара 1737 г. она выгорела. В 1738 г. был проведен сбор средств (архимандрит Печерский Филарет дал 100 руб., казначей Филагрей - 65 руб.). В том же году построили новую каменную церковь, освятили в честь Петра и Павла. Восточная линия стен монастыря с келейным корпусом над хозяйственными воротами в сторону Старых Печер была возведена кирпичной в 1765 г. В 1827 г. в городах Нижегородского края началась новая волна борьбы с частным образование. Учебные заведения предписывалось открывать при храмах и монастрых. В 1828 г. А.Л.Леер разработал проет перестройки части восточных стен и приспособил корпус под училище. Был сохранен старый хозяйственный проезд и первый этаж с 4 сомкнутыми сводами, лестницей по центру, над которой на втором этаже устроили Покровскую церковь. Крестовоздвиженская часовня стояла над спуском к святым воротам монастыря со стороны Нижнего Новгорода. Выполняла важную градообразующую функцию, связывая архитектуру города и монастыря, отмечая поворот к нему с Казанской дороги. Строилась архимандритом Епифаном, бывшим священником нижегородской церкви Жен-Мироносиц (Евфимием Перфильевым). В 1682 г. часовня была превращена в церковь, в начале ХХ-го в. разобрана. Это был редкий пример шатрового храма, возведенного после официального запрета на строительство патриархом Никоном (1652 г.) как раз в его честь. ( Нижний Новгород. Архитектура XIV - начала ХХ в. Филатов Н.Ф. - г. Нижний Новгород 1994 г. ) |
- Старинные фотографии с видами Нижнего Новгорода - Улицы и площади Нижнего Новгорода Историко-архитектрные памятники Храмы и монастыри Нижнего Новгорода |